О фирме | Контакты | Прайс | Статьи | Новости | Выставки | Награды | Бриллианты | Интернет-магазин
Ювелирные выставки: 1 полугодие 2010 года

Ювелирные выставки: 1 полугодие 2010 года.


2010 год оказался совсем не простым годом не только для ювелирной отрасли, но и для всех отраслей народного хозяйства. Нестабильность мировой экономической системы, последствия финансового кризиса, летняя засуха и лесные пожары – все это продолжает оказывать негативное воздействие на экономику нашей страны.

Одной из основных статей расходов, которую предприятия (в том числе и ювелирной отрасли) сокращают в трудные времена – это реклама. И это вполне понятно: когда спрос растет, увеличиваются и обороты компаний, им становится тесно на рынке (ведь количество потребителей существенно не меняется) и они начинают активно бороться за потребителя, а это наилучшим образом делать посредством рекламы в самом широком смысле ее понимания.

В настоящее время в печати (особенно журналах, посвященных рекламе и маркетингу) навязывается точка зрения, согласно которой «правильным поведением» для компаний является не снижение, а увеличение рекламной составляющей бюджета. Аргументация такова – количество игроков на рынке уменьшается, а оставшиеся компании снижают деловую и рекламную деятельность и именно в это время можно занять освобождающееся пространство.

Однако, однозначно согласиться с такой позицией для большинства ювелирных компаний не представляется возможным. Действительно, если за ювелирным заводом или сетью магазинов стоит крупная финансовая система или хотя бы коммерческий банк средних размеров, то, вероятно, можно рискнуть и попытаться захватить рынок или его часть. Но и здесь все зависит от многих причин: существовала ли такая цель у компании в принципе, как долго ситуация на ювелирном рынке будет оставаться столь непростой и т.д.

Для большинства же экономически независимых компаний, на наш взгляд снижение рекламных расходом в период кризиса вполне естественно и обоснованно. Тяжело оставлять неизменными расходы на рекламу, если вопрос стоит о жизни компании, и сокращаются все возможные расходы, чтобы остаться на плаву при резком снижении доходов – урезается штат, уменьшаются зарплаты, сокращается производство, ликвидируются убыточные торговые точки.

Участие в ювелирных выставках – одно из направлений маркетинговой и рекламной составляющей политики любого предприятия. Однако изменения в этом ювелирно-рекламном сегменте на наш взгляд представляются наиболее интересными, так как:

- охватывают достаточно большую территорию по площади;

- в ходе выставок проходят не только рекламные акции, но и осуществляются продажи, как оптовые, так и розничные;

- участие в ювелирных выставках является наиболее активной формой рекламной деятельности компаний;

- данное направление достаточно слабо освещалось в последнее время.

Учитывая, что на одной и той же выставке разные компании преследуют не всегда совпадающие цели (кого больше интересуют оптовые продажи и новые контрагенты, кто участвует в выставке исключительно как розничный продавец в формате выездной торговли, кто просто решил показать свой товар), а тем более приходят к разным результатам по участию в выставке, мы попросили ответить на наши вопросы 10 компаний, которые, наш взгляд, наиболее часто участвуют в ювелирных выставках. Отметим, что в период с 1 января по 17 октября 2010 года эти десять компаний в общей сложности участвовали в 116 выставках, т.е. на каждую компанию приходится более 11 ювелирных выставок за указанный период. В нашем исследовании приняли участие такие известные ювелирные компании, как «Сенат», «Ювелирный дом Кубачи», «Торговый дом Альдзена», «Новые бриллианты Сибири», «Царицын Ювелиръ», «Юлдуз» и другие. Таким образом, на наш взгляд, проведенное исследование в целом отражает общий взгляд ювелирных компаний на ювелирные выставки вне зависимости, в каком сегменте рынка действует та или иная компания: опт или розница, золото, серебро или бриллианты. Небольшая разница, конечно, существует, но она не оказывает существенного влияния на общие результаты исследования.

В первую очередь хотелось бы отметить, что, по мнению подавляющего большинства участников, общие результаты выставок в текущем году оказались гораздо хуже, чем прошлогодние – меньше договоров, хуже оптовые и розничные продажи, существенно уменьшилась посещаемость выставок.

Исключение составляют, пожалуй, две выставки – Джунвекс 2010 на ВВЦ и Золотые россыпи России в Тюмени. Только эти две выставки, по мнению большинства участников в 2010 году превзошли год 2009, что в принципе вполне объяснимо. Обе выставки являются сравнительно молодыми (проводились во второй раз) и находятся в регионах, где финансовый кризис не так сильно сказывается на экономическом положении граждан (Москва и Тюмень).

При исследовании были использованы следующие показатели работы выставок, которые, по нашему мнению, наиболее полно отражают общую картину:

Оптовая торговля – количество оптовых продаж, как с оплатой на выставке, так и в рассрочку, а также передача товара на реализацию, заключение договоров для дальнейшей работы.

Розничная торговля – исключительно продажа ювелирных изделий розничным покупателям.

Посещаемость – количество посетителей, по мнению участников выставок.

Реклама – организация рекламной компании выставки (щиты, растяжки, радио и телевидение) с точки зрения участников выставки. Следует отметить, что по ряду выставок балы за посещаемость и рекламу сильно отличаются.

Организация – отношение организаторов выставки, скорость и качество решения вопросов, возникающих в процессе подготовки и проведения выставки, а также качество и своевременность застройки, когда роль застройщиков организаторы берут на себя.

Досуг – организация досуга участников выставки (фуршет, экскурсии и другие развлекательные программы).

Общий бал – общее впечатление участников о выставке, которое с одной стороны включает в себя все предыдущие показатели, а с другой никак не может рассматриваться как их среднее арифметическое, поскольку такие показатели, как опт(розница) или посещаемость и досуг оказывают разное влияние на его формирование.

Все выставки оценивались по пятибалльной системе от 1 до 5.

Следует отметить, что оценки, выставляемые участниками, зависят от их ожиданий именно от этой конкретной выставки с учетом ее геополитического положения, затрат на участие и т.д. Естественно, что по валовому доходу сегодня вряд ли какая-нибудь выставка сравниться с Джунвексом. Но учитывая ее местоположение, затраты и ожидания по многим вопросам она не заняла первое место.

Незаполненные критерии говорят о том, что никто из опрашиваемых участников не принимал участия в этой выставке в 2010 году и составить аргументированное мнение о данной выставке за 2010 не представляется возможным.

Результаты наших исследований представлены в таблице 1.




Таблица 1



Как видно из приведенной таблицы, только две выставки и только по одному критерию были удостоены пятерки – это Джунвекс Петербург 2010 за оптовые продажи и Золотые россыпи России (Тюмень) за досуг. Следует отметить, что и общий бал у этих двух выставок наиболее высокий – остальным организаторам есть над чем работать.

Помимо ювелирной выставки в гавани высокие балы по результатам оптовой торговли получили и другие ювелирные выставки в Москве, организуемые медиа-холдингом РЕСТЭК. Это Джунвекс Москва (4,6), Лучшие украшения России – март (4,3), Новый русский стиль (4). Неплохо отзывались участники оптовой торговли и о ювелирной выставке ЮвелирЭкспо – Казань (4).

Что касается розничной торговли, то в данной категории возглавляет список Ювелир 2 – Сокольники (4,2). Не сильно отстают от лидера Лучшие украшения России –ВВЦ (4), Ювелир – Сокольники (4), УралЮвелирВесна – Екатеринбург (4), ЮвелирВесна – Сокольники (4), ЮвелирЭкспо-Волгоград (4). Как видно из таблицы, если по результатам оптовой торговли безусловно лидируют выставки, проводимые холдингом РЕСТЭК, то по розничной торговли москвичи (пусть и не с таким разрывом) продолжают отдавать предпочтение ювелирным выставкам в Сокольниках, проводимых компанией Р.О.С.ЮвелирЭкспо.

По посещаемости наибольшее количество баллов (4,8) у Джунвекс Петербург. С небольшим отрывом следуют Ювелир-Сокольники (4,6), Сочи-ИнтерЮвелир (4,5), Джунвекс Москва-ВВЦ (4,2).

Не экономят на рекламе, по мнению участников, организаторы Джунвекс Петербург (4,6), Сочи-ИнтерЮвелир (4,1), Новый русский стиль–ВВЦ (4,1). Как видно, показатели посещаемости и реклама по многим выставкам существенно отличается. Так показатели за рекламу по выставкам ПитерЮвелир, ЮвелирЭкспоКазань, БашЮвелир существенно превышают показатели по посещаемости. Участники признают, что организаторы этих выставок делают максимум для привлечения посетителей, но по тем или иным причинам посещаемость выставок оставляет желать лучшего.

По организации выставки в целом (4,8) и по организации досуга (5) первое место по праву принадлежит выставке Золотые россыпи России. Все участники хорошо запомнили и термальный источник под открытым небом, и личное обаяние начальника управления выставок ЗАО «Тюменская Ярмарка» Евгения Первухина и фуршет с фокусниками и мыльными пузырями.

С точки зрения общей организации выставок в лучшую сторону все участники, также, отмечают Джунвекс Петербург (4,6) и Джунвекс Москва (4,5).

Пусть не самым важным, но одним из самых приятных критериев любой выставки является организация досуга ее участников. Помимо Тюмени заслуженной любовью участников пользуются ЮвелирЭкспоКазань (4,5) и Престиж - Нижний Новгород (4,2). Праздничные мероприятия и экскурсии, проводимые на этих выставках не оставляют участников равнодушными.

В итоге, по общему мнению, наибольшее количество баллов (4) получили выставки Джунвекс Петербург, Золотые Россыпи России (Тюмень) и Джунвекс Москва.

Естественно, если бы наши исследования затрагивали рассматриваемые выставки в динамике (на протяжении нескольких лет), данные были бы гораздо интереснее и точнее. Действительно, ряд выставок именно в этом году получили относительно низкие баллы по причинам, в принципе не зависящим от организаторов. Так посещаемость следующих выставок, а, следовательно, и продажи, были гораздо ниже ожидаемых, в том числе по причине: ПитерЮвелир – мороз ниже 30 градусов больше половины выставки, ЮвелирЭкспоКазань – жара больше 35-40 градусов в течение всей выставки, Престиж в Нижнем Новгороде – ремонт моста, соединяющего левую и правую часть города.

В остальном же приведенные цифры отражают общее мнение активных участников ювелирных выставок. Надеемся, что наша статья будет интересна не только участникам, но и организаторам ювелирных выставок, которые смогут сделать из нее правильные выводы.


Генеральный директор ООО «Стос»

кандидат юридических наук

Шпинев Юрий Сергеевич


PS В то время, пока статья готовилась в печать, наша компания успела поучаствовать в конце ноября еще в двух выставках – УралЮвелир 2010 в Екатеринбурге и Лучшие украшения России в Санкт-Петребурге.

Результат этих двух выставок легко вписывается в приведенный выше анализ.

Следует отметить, что организаторы этих выставок сделали все возможное по привлечению посетителей. Обе выставки были очень посещаемы. Но, как ни странно, большое количество посетителей не привело к большому количеству розничных продаж. Люди ходили, смотрели, мерили – но не покупали. Это констатируют практически все участники.

Оптовые продажи были вполне удовлетворительны и в Екатеринбурге (что привычно), и в Санкт-Петербурге (что не может не радовать, так как выставка проходила в первый раз и среди участников считалась более розничной, нежели оптовой).

Количество участников обеих выставок было меньше запланированного, что в принципе, тоже характерно для всех ювелирных выставок.

Надеемся, что участие в предновогодних выставках в Москве, Волгограде, Ростове на Дону и Перми принесут Вам дополнительные продажи, так необходимые в этот нелегкий год!

Copyright (c) СТОС, 2007-2013