О фирме | Контакты | Прайс | Статьи | Новости | Выставки | Награды | Бриллианты | Интернет-магазин

Интернет-торговля столовым серебром: актуальные проблемы

 

Интернет-торговля стремительно набирает обороты. Не является исключением и наша страна. Как неоднократно отмечалось ранее, в последнее время налицо увеличение числа покупателей из регионов. Так, если пять лет назад доля покупателей столового серебра по Интернету в Москве составляла более 90%, то сейчас — не более 60%. Уменьшилось, пусть и не так сильно, число клиентов из Санкт-Петербурга. Зато из таких городов, как Екатеринбург, Ростов, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Краснодар, — возросло с менее чем 0,5% до 1,5–2% в каждом.

Таким образом, интернет-торговля столовым серебром постепенно становится все более похожа на традиционную интернет-торговлю, существенно увеличивающую дистанционную составляющую продаж. Вместе с тем, отличаясь спецификой товара от остального рынка интернет-торговли, она имеет и свои особенные проблемы. В этой статье хотелось бы остановиться на наиболее важных из них.

1. Дистанционная торговля изделиями из драгоценных металлов запрещена

Действующие нормативные акты совершенно определенно запрещают дистанционную продажу изделий из драгоценных металлов.

Действительно, в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров (утвержденными Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г.) при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли не допускается продажа изделий из драгоценных металлов.

Запрещает дистанционную торговлю изделиями из драгоценных металлов и другой нормативный акт — Правила продажи товаров дистанционным способом (утвержденные Постановлением Правительства РФ № 612 от 27 сентября 2007 г.). Этот нормативный акт определяет продажу товаров дистанционным способом как продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Таким образом, интернет-торговля полностью подпадает под это определение.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 этих Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. Драгоценные же металлы находятся на первом месте в Перечне видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (утвержденном Указом Президента РФ № 179 от 22 февраля 1992 г.).

И здесь можно долго спорить, относится ли Указ Президента к законодательству РФ, или искать другие юридические лазейки, но суть этих нормативных актов такова: дистанционная торговля изделиями из драгоценных металлов на сегодняшний день запрещена.

Ответственность за реализацию изделий из драгоценных металлов посредством дистанционной торговли предусмотрена ст. 14.15 и 19.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагающих штраф до 1500 руб. для физических лиц, до 3000 руб. — для должностных лиц и до 30 000 руб. — для юридических лиц.

Другим негативным последствием запрета на дистанционную торговлю изделий из драгоценных металлов является строгое соблюдений этих норм рекламными службами поисковых систем (ЯндексМаркет, ЯндексДирект и т. д.), вследствие чего владельцам ювелирных интернет-магазинов приходится очень постараться, чтобы продвинуть свой сайт с помощью указанных служб.

Эта проблема, пожалуй, одна из самых серьезных, поскольку не только делает, по сути, незаконной работу интернет-магазинов столового серебра, но и запрещает всю ювелирную торговлю в Интернете. Для ее решения, на наш взгляд, достаточно внести небольшие изменения в два постановления Правительства РФ, что вполне может быть инициировано одной из общественных отраслевых объединений.

А до изменения нормативных актов действующее законодательство о дистанционной торговле явно будет не соответствовать требованиям времени в части запрета торговать изделиями из драгоценных металлов и, как дамоклов меч, висеть над всей ювелирной интернет-торговлей.          

2. Пересылка изделий из драгоценных металлов только посредством спецсвязи

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О почтовой связи» прием от юридических лиц почтовых отправлений, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделий из них, их перевозка и доставка производится силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.

Таким образом, изделия из драгоценных металлов нельзя пересылать путем обычных почтовых отправлений, что уже само по себе вводит дополнительные трудности в интернет-торговлю столовым серебром. И если для решения этой проблемы внутри страны многие магазины пользуются услугами различных курьерских служб, то законная отправка изделий из драгоценных металлов за границу в настоящее время практически невозможна. А это уже не только создает дополнительные и ненужные трудности интернет-торговле, но и существенно сужает рынок — как для отечественных производителей столового серебра, так и для других предприятий ювелирной отрасли. Решение этой проблемы, на наш взгляд, должно быть аналогичным решению первой проблемы.

Рассмотренные выше проблемы интернет-торговли связаны в первую очередь с несовершенством нашего законодательства. Однако, как и следовало ожидать, этим трудности не ограничиваются. Существуют и чисто экономические проблемы.

3. Организация интернет-магазинов непосредственно производителями

В последнее время все больше производителей столового серебра открывают на страницах сайтов своих заводов интернет-магазины.

С одной стороны, их понять можно: объемы продаж столового серебра за последние годы уменьшились в разы, и производитель самостоятельно пытается решать не свойственную ему задачу — организовать розничную торговлю. А поскольку открытие магазина (тем более в другом городе) — дело достаточно трудоемкое и затратное, то некоторые компании пошли, как им кажется, наиболее легким, быстрым и малобюджетным путем: создают интернет-магазин, выставляют там свою продукцию по сравнительно небольшой розничной цене и ждут резкого увеличения продаж.

Но, как правило, результат наблюдается обратный. Заказов в интернет-магазине не так и много, а вот объемы оптовых продаж со временем становятся еще меньше. И это на самом деле легко объяснимо.

Почему Интернет-продажи не такие большие, как ожидалось?

Во-первых, создать интернет-магазин сейчас не составляет никакой трудности. Важно, чтобы в него заходили нужные посетители и покупали товар. А это уже задача очень сложная. В последние три — пять лет можно назвать всего двух-трех производителей, которые, понимая ситуацию, не пытались создать свой интернет-магазин для мнимого увеличения объема продаж. Все остальные (более двадцати предприятий) пытались и до сих пор пытаются это сделать. Однако никто из них так и не появился даже на первой странице в популярных поисковых системах. И посетители, которые все-таки заходят в эти интернет-магазины, ищут продукцию конкретно этого завода. Иными словами, из всех изделий различных производственных предприятий в любом другом интернет-магазине они все равно купили бы изделия именно этого завода. Таким образом, производитель борется не с конкурентами, а с продавцами своей же продукции (благо он всегда сможет предложить более низкую цену).

Во-вторых, большинство производителей столового серебра находятся на определенном удалении от основных центров спроса на их продукцию — Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Вопросы же доверия к интернет-торговле и сроков доставки продолжают являться одними из наиболее важных для покупателей.

Почему уменьшаются оптовые продажи?

И здесь все очевидно. Интернет-магазины не могут конкурировать по цене продукции с производителем. Последний пытается демпинговать конкурента, а получается, что действует он против продавца своей же продукции.

Найдя на сайте завода серебряную ложку стоимостью на 20–30% меньше, чем в большинстве других интернет-магазинов, клиент не станет покупать ее у них. Но не купит он ее и у завода, поскольку:

— привык работать только с интернет-магазинами своего города или конкретными, известными и проверенными сайтами;

— в четырех случаях из пяти не собирается ждать доставку более одного-двух дней.

В итоге он купит ложку другого производителя, которая, может быть, и дороже, но по крайней мере цена на нее везде примерно одинакова, и, следовательно, она, по мнению покупателя, столько и стоит.

Таким образом, интернет-магазины существенно уменьшают долю продаж завода, у которого появился свой интернет-магазин.

Аналогичное уменьшение продаж производственного предприятия наблюдается и в офлайновых розничных магазинах, цены в которых по определению не могут быть такими низкими, как у производителя.

То есть, по нашему твердому убеждению, создание интернет-магазина производителем ничего, кроме уменьшения объема оптовых продаж, не приносит. Каждый должен заниматься своим делом.

4. Дешевый интернет-магазин — медвежья услуга производителю.

В последнее время появилось очень много интернет-магазинов, которые не затрачивают особых усилий и средств на продвижение сайта, организацию офлайнового магазина или хотя бы шоу-рума и обучение сотрудников. Единственное их оружие — жесткий демпинг других участников рынка. Как правило, такие продавцы реализуют товар одного, реже двух-трех производителей, не имеют своего магазина и персонала, в одном лице являясь и директором, и менеджером, и курьером. Учитывая минимальные затраты, прибыль даже в 3–5% их устраивает, и они достаточно быстро «завоевывают» часть потенциальных покупателей.

Производитель, товар которого таким образом продает новоиспеченный интернет-магазин, на первых порах просто счастлив. В Интернете его товар продается в розницу по цене, близкой к оптовой и существенно меньшей, чем стоимость товара других производителей. Возможно, сначала будет и рост продаж. Расплачиваться за «подвиги» таких «компаньонов» придется позже.

Серьезные интернет-магазины столового серебра, имеющие шоу-румы, обученные кадры, опыт работы и клиентскую базу (а их у нас на рынке не больше пяти) покрывают более 98% покупательских запросов в сети. Но, учитывая расходы на продвижение, аренду, персонал, они не имеют возможности продавать изделия с наценкой в 5–10%.

Что же происходит? Потенциальный покупатель приходит в один из таких (будем называть их серьезными) интернет-магазинов, находит нужный товар, а потом, как и все мы, ищет этот же товар в популярной поисковой системе. И не беда, если он будет у кого-то дешевле на 5–10%, — за гарантии надо платить. А вот если товар будет дешевле на 20–30%, то такой товар или не купят совсем, или приобретут по этой самой дешевой цене. Спустя какое-то время серьезные интернет-магазины понимают, что им невыгодно продавать товар, демпингуемый недобросовестным конкурентом, и либо снимает его с витрины, либо…

У производителя может создаться иллюзия, что все равно, кто будет продавать его товар в сети. Не купят у одного — купят у другого. Но это заблуждение.

Во-первых, один интернет-магазин никогда не сможет обслужить столько покупателей, как несколько разных.

Во-вторых, как мы уже писали, в такие «магазины» покупатель может попасть, только уже выбрав товар в популярном магазине и разыскивая наиболее низкую цену определенного изделия. А не будет этой модели в серьезных магазинах, он вообще никогда ее не найдет.

Не меньше проблем будет и у традиционных розничных магазинов. Покупатели привыкли, что в Интернете цены меньше на 10–15%, чем в обычных салонах. Но если они увидели в Интернете серебряную ложку стоимостью в два раза дешевле, чем «магазинная», то существует два варианта развития событий:

— они никогда эту ложку в этом магазине не купят, да еще и выскажут все, что думают о продавце, и, возможно, больше в этот магазин не придут;

— если магазин покупателю давно известен и очень нравится, то он будет и дальше покупать в магазине столовое серебро, но уже других производителей, низкую цену на изделия которых не удалось найти в Интернете.

Ни первая, ни вторая ситуация розничным магазинам точно не нужна, и они очень быстро откажутся от товара такого производителя, который можно найти в Интернете по критически низкой цене.

Урегулировать ситуацию с ценами под силу только производителю, обозначив, например, минимальную цену, по которой может продаваться его товар в том или другом регионе. Практика договоров между интернет-магазинами безуспешна, поскольку всегда находится «паршивая овца», которая, кроме как по безумно низким ценам, торговать не умеет, а внакладе остаются все.

 

Мы остановились на четырех актуальных проблемах интернет-торговли столовым серебром. Две должны решаться государственными органами, две — производителями. Первые две проблемы касаются всего виртуального ювелирного рынка, две другие характерны больше для интернет-рынка столового серебра, чей ассортимент и количество продукции сравнительно меньше объема рынка всей ювелирной отрасли.

Естественно, круг вопросов интернет-торговли столовым серебром не ограничивается указанными проблемами. Но, на наш взгляд, решение именно этих вопросов существенно поможет не только интернет-магазинам, но и самим производителям столового серебра.

Мы не претендуем на абсолютную истину в озвученных вопросах, а лишь высказываем свою точку зрения насложившуюся ситуацию. Но мы твердо знаем, что самые популярные и посещаемые Интернет-магазины столового серебра солидарны с нами.

 

Юрий Шпинев, генеральный директор интернет-магазина silverspoons.ru, кандидат юридических наук

 

Copyright (c) СТОС, 2007-2013