О фирме | Контакты | Прайс | Статьи | Новости | Выставки | Награды | Бриллианты | Интернет-магазин
Рынок столового серебра в России

Рынок столового серебра в России

В последние годы рынок столового серебра и серебряной посуды1 в России стремительно развивается. Это и понятно. С одной стороны, сформировалась определенная категория граждан (особенно в Московском регионе), красивая и хорошая посуда для которых является необходимым дополнением к другим атрибутам обеспеченной жизни - яхтам, резиденциям, личной охране и вообще роскошной жизни. С другой стороны, растет и благосостояние обычных людей, увеличивается, пусть и не так быстро как хотелось бы, средний класс.

Кроме того, сейчас хорошим тоном считается заботиться о своем здоровье. О полезных для организма свойствах серебра написано немало и нет необходимости повторять в статье известные факты. Отметим только, что помимо красоты и традиций, еще и забота о своем здоровье подталкивает людей приобретать серебряную посуду для себя и своих родных.

Учитывая возросший в последнее время спрос на столовое серебро, представляется своевременным осветить этот рынок.

Несмотря на то, что в соответствии с большинством официальных документов производство и реализация серебряной посуды включены в ювелирную отрасль2, есть мнение, что рынок столового серебра несколько отличается от рынка ювелирных украшений и поэтому требует отдельного внимания.

Необходимо каким-либо образом классифицировать основных участников рынка серебряной посуды. Несомненно, в первую очередь это производители и торгующие организации.

Производители

Среди производителей можно выделить организации, производящие как столовое серебро, так и ювелирные украшения, и заводы, специализирующиеся исключительно на производстве столового серебра. Можно классифицировать производителей по объему выпускаемой продукции, ассортименту товаров, способу производства, возрасту компании, географии, рынкам сбыта и т.д.

Представляется, что безусловными лидерами отрасли, как по ассортименту, так и по объему выпускаемой продукции в настоящее время являются ОАО «Красносельский ювелирпром» и ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь». Оба предприятия совмещают выпуск ювелирной продукции и столового серебра, работают со времен Советского Союза и имеют устоявшийся спрос на свою продукцию.

Говоря о лидерах отрасли нельзя не отметить такие предприятия, как ОАО «Русские самоцветы» и ЗАО «Мстерский ювелир». Изделия этих крупных заводов также пользуются заслуженным спросом. С горечью можно констатировать, что до настоящего времени цеха «Русских самоцветов» «нередко не справляются с количеством заказов на столовое серебро»3.

В отличие от трех предыдущих производителей, совмещающих производство ювелирных изделий и серебряной посуды, «Мстерский ювелир» специализируется на столовой посуде из серебра и мельхиора. К сожалению, ценовая политика завода в Московском регионе лишает его определенной части поклонников. Многие покупатели, искавшие продукцию именно этого завода, в результате покупают столовые приборы других производителей, цены на которые значительно ниже.

Значительную долю рынка столового серебра в России занимают изделия кубачинских мастеров. Эти изделия отличаются своеобразными южными мотивами и знакомы покупателям еще с Советских времен по продукции Кубачинского художественного комбината. Сейчас конкуренцию ему создают индивидуальные мастера, качество работ которых не уступает изделиям комбината. Традиционно кубачинское серебро было 875 пробы (в отличие от 925 пробы, изделия из которой выпускает подавляющее большинство других производителей). Однако в настоящее время некоторые мастера (Гидаев И.Г. и др.) начали тоже работать с серебром 925 пробы.

ЗАО «Приволжский ювелирный завод «Красная Пресня», совмещая выпуск ювелирных изделий и столового серебра, производит относительно недорогую и качественную продукцию.

Многим гражданам со времен Советского союза известны посеребренные изделия из Кольчугина. Сегодня ЗАО «КольчугМицар» (новое название «Кольчугцветмет») выпускает столовые приборы из серебра 925 пробы.

Выше были рассмотрены предприятия, история которых уходит корнями во времена Советского Союза, а в некоторых случаях гораздо дальше.

Между тем, за последнее десятилетие на рынке появились новые предприятия, которые, стремительно развиваясь, создают здоровую конкуренцию старожилам рынка.

В первую очередь хотелось бы отметить ЗАО «Интерсильвелайн». Созданное в 2002 году предприятие активно развивается. В 2007 году предприятием произведено и реализовано более 7 тонн продукции и в настоящем году планируется увеличить эту цифру до 9 тонн. Изделия завода отличает отличное качество и широко представленная детская линия.

Большинство продукции перечисленных производителей (кроме, пожалуй, кубачинских мастеров) выполняется методом «штамповки», т.е. с помощью пресса. Применение дорогостоящего оборудования могут позволить себе только достаточно крупные предприятия.

Небольшие компании и артели изготавливают столовые приборы (как правило, ложки, вилки, ножи, подстаканники, икорницы) методом высокоточного литья. Такие изделия, как правило, имеют более рельефные формы, позволяющие авторам сделать свои изделия более величественными, но и более дорогими.

Такие изделия изготавливают в мастерских Скоблинского В.В. Политика, проводимая предприятием, позволяет находить индивидуальный подход ко многим пожеланиям потребителей в области дизайна и исполнения изделий.

Около ста разновидностей красивых чайных ложек выливают и на экспериментальном художественно-производственном объединении «Вель». Чайные ложки этих производителей пользуются повышенным спросом у покупателей, в том числе и заграницей.

Методом литья изделия изготавливают также в Центре «Русские ремесла» и ООО «ЗБ-Диалог».

На фоне других предприятий резко выделяется продукция ООО «Русское серебро». Линия столовой посуды этого завода основана на русских народных сказках и россияне с удовольствием приобретают ее в качестве подарков.

Все предприятия, речь о которых шла выше, расположены в Европейской части России.

В Свердловской области расположено ООО «Уралдрагмет-Механика», созданное в 2003 году и выпускающие столовую посуду и приборы 960 и 925 пробы.

Торгующие компании

Основным критерием, по которому обычно разделяют торгующие организации, является опт и розница.

Крупнейшими сетями, реализующими столовое серебро в Москве являются «Серебряный мир» и «ЦентрЮвелир». На долю этих организаций приходится значительный объем продаж серебряной посуды в столице.

Вместе с тем и другие ювелирные сети и магазины, уловив новые требования времени расширяют свой ассортимент ювелирных украшений предметами столового серебра. Причем эта тенденция усиливается с каждым днем.

Все большую популярность набирают у покупателей Интернет-магазины. Доставка в любую точку России, возможность выставлять более широкий ассортимент столового серебра по более низкой цене, доставка изделий под заказ – основные преимущества Интернет-магазина. Посещаемость наиболее известного в сети Интернет магазина silverspoons.ru увеличивается с каждым днем.

Что касается оптовых продавцов, то здесь можно выделить компании, реализующие столовое серебро определенных производителей (ООО «Тандем» - ЗАО «Мстерский ювелирный завод», ОАО «Алмаз-холдинг» - ОАО «Красносельский ювелирпром») и компании, реализующие весь спектр столового серебра как отечественных, так и зарубежных производителей (ООО «Стос» предлагает изделия практически всех российских и многих зарубежных производителей, упомянутых в настоящей статье).

Отдельно следует выделить компании, являющиеся импортерами столового серебра из-за границы.

Так, компания «Элитное 925 серебро» является эксклюзивным представителем перуанской компании Camusso и испанской Pedro. Салоны компании находятся в Москве, Самаре и Санкт-Петербурге.

Столовое серебро Таллинского ювелирного завода «Ювеель» реализует на нашем рынке ЗАО «Эльтон».

Изделия украинского «Агата» из г. Ровеньки поставляют в Россию ювелирная компания «Эстет» и ООО «Агат».

В ювелирных магазинах можно найти изделия из Финляндии и Турции, Армении и Узбекистана, а в московских бутиках можно встретить всемирно-известные марки столового серебра из Англии и Германии.

Тем не менее, наиболее широко представлено в России столовое серебро из Италии. Это объясняется, в первую очередь относительно невысокими ценами на него по сравнению с английским или немецким серебром, и более высоким качеством, по сравнению с турецким. Итальянские мастера не один десяток лет специализируются на производстве серебряной посуды. Только в районе Венеции находится более десятка крупных и мелких фабрик по производству столового серебра. Учитывая, что в самой Италии спрос на посуду из серебра сегодня невелик, итальянские производители с надеждой налаживают контакты с российскими компаниями. Столовое серебро из Италии поставляют несколько российских компаний (Интерсильверлайн – Greggio, Flamingo, Серебряная симфония – Calegaro, Стос – Antenori, Bicama).

В ближайшее время на российском рынке может появиться серебряная посуда из Израиля, особенностью которой является небольшой вес при соблюдении нормального размера, что при хорошем качестве может создать определенную конкуренцию итальянским производителям.

Ассортимент

Ассортимент представленных в ювелирных магазинах изделий к достаточно большой. От так называемых ложечек «на первый зубок» стоимостью не более 600 рублей до больших столовых, кофейных и других наборов, стоимостью в несколько миллионов. Российские заводы и мастерские производят более 60 видов наборов для сервировки стола (ложки, вилка, нож), а количество видов чайных ложек, производимых в нашей стране, едва ли не дотягивает до тысячи. Достаточно широко представлены подстаканники (более 30 видов) и чашки, как кофейные, так и чайные пары. Причем ни подстаканники, ни чайные (кофейные) пары автор статьи у зарубежных производителей не видел. По видимому подстаканник – истинно русское изобретение, а вот чашками из серебра прагматичные европейцы не пользуются исходя из здравого смысла – попробуйте выпить горячий кофе или чай из серебряной чашки.

А вот объемной серебряной посуды российские производители выпускают явно недостаточно. В последнее время устойчивым спросом пользуются серебряные кувшины для воды. В России такие изделия выпускают всего несколько заводов: Северная чернь, Мстерский ювелир, Русские самоцветы и кубачинские мастера. Учитывая, определенную специфику некоторых российских производителей (чернение), а также тот факт, что при равном объеме итальянские кувшины весят гораздо меньше (сказывается современное оборудование) и, следовательно, меньше стоят, то здесь итальянские мастера могут составить серьезную конкуренцию отечественному производителю. Уже сейчас некоторые итальянские производители начинают усовершенствовать свои классические кувшины крышками (тоже особенность российского покупателя).

Аналогичная ситуация складывается и с другими крупными предметами из серебра: блюдами, вазами, подносами, кофейниками и т.д.

Естественно, что вкусы у наших сограждан совершенно разные, и в принципе, все производители имеют свою нишу, своего покупателя. Кто-то ищет серебряный стакан полегче (подешевле), а кто-то наоборот взвешивая в руках вилку, просит показать предмет потяжелее. Многие покупатели принципиально просят подобрать столовую посуду именно отечественного производства. Тем не менее, обидно видеть, когда на растущий спрос на определенную продукцию иностранные производители реагируют быстрее, заведомо вытесняя из вновь появившейся ниши отечественного производителя.

Спрос

Как было отмечено выше, несмотря на достаточно богатый ассортимент, спрос на столовое серебро сейчас явно превышает предложение. Особенно заметно это в канун новогодних праздников, когда наличием на складе необходимой продукции могут похвастаться единицы компаний.

Все чаще люди покупают столовое серебро для себя любимого. При этом спрос на серебряную посуду в качестве подарков тоже неуклонно растет.

Выбирая между зарубежным и отечественным производителем, 7 из 10 покупателей выберут российскую продукцию (при прочих равных условиях). Только вот учитывая, что все чаще покупатели спрашивают ведра для шампанского, вазы для фруктов или кофейный сервиз на подносе, выбор часто падает на зарубежного производителя.

По оценкам производителей, более 50 процентов выпускаемых изделий находит своего покупателя в московском регионе, более половины оставшейся продукции попадает на прилавки магазинов Санкт-Петербурга, а оставшаяся часть распределяется на остальной территории нашей необъятной родины.

Ювелирные магазины в регионах предпочитают запасаться самыми недорогими чайными ложечками, реже кофейными и чайными парами, иногда наборами столовых приборов на шесть персон. Между тем, жители городов-миллионников (Екатеринбург, Новосибирск) недовольны ассортиментом столового серебра в ювелирных магазинах. Это явно прослеживается на выставках, когда обходя витрину со столовым серебром, каждый второй посетитель спрашивает о наличие в городе представительства компании.

Тенденции

Представляется, что если экономическая и политическая ситуация в стране не ухудшится в ближайшее время (а на это мы все надеемся), то спрос на столовое серебро будет неуклонно расти. Учитывая, что население нашей страны достаточно большое, а также тот факт, что большинство жителей регионов, как впрочем, и Москвы, еще не имеет фамильного столового серебра, спрос на серебряную посуду будет увеличиваться. Ювелирные магазины уже уловили эту тенденцию. Хотелось бы, что бы и российские производители нашли в себе силы поменять устаревшее оборудование, расширить цеха и воспитать новых сотрудников.

Автор ни в коем случае не против проникновения на российский рынок иностранных компаний. У человека всегда должен быть выбор, что покупать. Чем шире выбор, чем больше конкуренция между производителями, тем лучше конечным потребителям – российским гражданам. Только уж очень хочется, чтобы конкуренция была честная и российские предприятия достойно показали себя в здоровой конкурентной борьбе с зарубежными производителями.

Автор статьи искренне благодарит компании, руководителей и сотрудников компаний, предоставивших информацию, для написания данной статьи.


Генеральный директор ООО «Стос»

кандидат юридических наук

Шпинев Ю.С.









1 Термины «столовое серебро» и «серебряная посуда» в контексте данной статьи автор понимает как равнозначные, понимая под ними, непосредственно предметы сервировки стола (вилки, ложки, ножи и т.д.), так и серебряную посуду (тарелки, супницы, вазы, сахарницы и т.д.).

2 См., например Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001.

3 См. Несеребряный век//Время рынка дорогих столовых приборов еще не пришло. Семенов И.// Коммерсантъ-СПБ  № 220(3059) 24.11.2004


Copyright (c) СТОС, 2007-2013