О фирме | Контакты | Прайс | Статьи | Новости | Выставки | Награды | Бриллианты | Интернет-магазин

РЫНОК СТОЛОВОГО СЕРЕБРА: ГОД 2009

Подходит к концу второй год мирового финансового кризиса и уже, наверное, можно попробовать проанализировать – как отразился этот нелегкий год на рынке столового серебра в России.

Будучи частью (пусть и сильно отличающейся от других) ювелирного рынка в целом, рынок столового серебра не мог не отреагировать на финансовый кризис.

И хотя снижение продаж в исследуемом сегменте в начале года не было таким существенным и резким, как в остальной ювелирной отрасли1, редкие представители отрасли не задумываются сейчас над вопросом: как пережить грядущий год.

Наиболее тяжелым месяцем для всей розничной ювелирной торговли в целом, и для сегмента столового серебра в частности, был май. Летом спрос немного нормализовался, но в большинстве розничных компаний был гораздо меньше прошлогоднего.

Начало осени тоже пока не принесло ожидаемого оживления в ювелирную торговлю. И даже на самой главной ювелирной выставке России – «JUNWEX Москва 2009» объем продаж столового серебра у некоторых компаний был существенно меньше запланированного. Представляется, что было бы не корректно возлагать ответственность на организаторов выставки – рекламная компания была проведена отлично, посетителей было много, организация продумана. Именно кризис существенно подкорректировал ожидания участников выставки.

И хотя некоторые участники рынка проходят сентябрь и октябрь без убытков, основная часть, как производителей, так и продавцов все же констатируют спад потребления серебряной посуды.

Выставки

Анализ результатов участия в различных ювелирных выставках на протяжении последних трех лет позволяет сделать вывод, что и в этом сегменте ювелирной отрасли кризис не проходит бесследно.

Не так много ювелирных выставок, прошедших в 2009 году могут похвастаться если не увеличением, то хотя бы сохранением числа экспонентов.

Среди всех выставок существенно выделяются «Новый русский стиль 2009» и «JUNWEX Москва 2009». Обе выставки проходили на новом месте, но, несмотря на сложный период свободных мест в отведенных для выставок павильонах практически не было. Организация обеих выставок была на самом высоком уровне. И если продажи на майской выставке смягчили трудности сложного периода, то «JUNWEX 2009» можно с уверенностью назвать самым знаменитой выставкой 2009 года.

Не уменьшился спрос на столовое серебро в этом году на выставках в Санкт-Петербурге («JUNWEX Петербург» и «Питер Ювелир). Следует отметить, что традиции столового серебра в культурной столице России очень сильны.

Сократились как розничные продажи серебряной посуды, так и количество заключенных договоров на выставках в Новосибирске, Уфе и Самаре. И хотя организаторы этих выставок сделали все от себя зависящее, надежды многих участников оправдались не в полной мере.

Существенное снижение продаж в Уфе и Самаре в этом году на наш взгляд связано со временем проведения этих выставок – апрель и июнь соответственно. Действительно, по мнению большинства участников рынка, ежегодный сезонный спад приходится на май, а усиленные финансовым кризисом снижения продаж существенно в этом затронули году и соседние месяцы.

Заметно снизились объемы продаж столового серебра также на выставках в Казани и Нижнем Новгороде. Но зато изделия с бриллиантами Красноярского ювелирного завода «Новые бриллианты Сибири», дилером которого является ООО «Стос», пользовались повышенным спросом. Исключительно благодаря бриллиантовым украшениям из Сибири (как это ни странно в период кризиса) эти выставки удалось отработать с хорошими результатами. Многие посетители выставки отмечали два фактора при посещении стенда компании:

  • самый большой выбор столового серебра и изделий бриллиантовой группы на одном стенде;

  • беспроигрышное сочетание – столовое серебро и бриллиантовые украшения.

С большой надеждой ждут ювелиры и двух замыкающих год региональных выставок: в Екатеринбурге и Ростове. В прошлом году эти выставки оправдали ожидания.

А в следующем году выставочный сезон опять откроет Санкт-Петербург, и в его результатах, по крайней мере, по столовому серебру, сомневаться не приходится.

Ну а дальше опять Тюмень, Новосибирск, Уфа и т.д.

Интернет

Не секрет, что все сильнее входит в нашу жизнь интернет торговля. По данным из компетентных источников сейчас в России наиболее успешно развиваются только две отрасли – мобильная связь и широкополосный доступ в интернет. А поскольку в Москве качественный и недорогой Интернет есть практически везде, то развитие этой отрасли происходит в основном за счет регионов.

Количество запросов из Москвы за последние три года уменьшились в процентном соотношении с 92% до 75%.

В первую очередь это случилось ввиду увеличения активности жителей Санкт-Петербурга, количество запросов которых за полтора года увеличилось с 1,5 до 8 %.

Но последний год доля Санкт-Петербурга остается постоянной, а доля Москвы продолжает уменьшаться за счет активного включения в интернет торговлю столовым серебром регионов. Так за 2,5 года доли Екатеринбурга и Ростова выросли с 0,2 до 1 процента, Новосибирска с 0,4 до 0,8 процентов. Не отстают и другие регионы.

Таким образом, продвижению интернета, а, следовательно, и интернет-торговли столовым серебром в регионы страны осуществляется независимо от кризиса.

По нашим данным спрос на столовое серебро в Интернете увеличивается, и за весь год ни разу не уменьшился по сравнению с прошлым. Но такой рост, на наш взгляд, объясняется не каким-то особенным положением интернет-торговли (как разновидность торговли ее, естественно не могли не затронуть последствия кризиса), а лишь увеличением интернет пользователей, причем, как было отмечено выше, за счет регионов.

Впрочем, торговля столовым серебром через интернет представляется достаточно перспективным и интересным направлением и заслуживает в дальнейшем более детального изучения.

Производители

Представляется небезынтересным узнать, с какими результатами прошли этот нелегкий год ведущие предприятия отрасли.

Щедрин Евгений Владимирович, Генеральный директор ЗАО «Великоустюгский завод «Северная Чернь»:

Заметное снижение объемов продаж началось с января 2009 года, однако самыми трудными для предприятия были апрель, май и июнь, когда объемы продаж заметно снизились.

За счет выверенной маркетинговой политики предприятию удалось сохранить большинство покупателей. В 2009 году договора поставки заключены с 555 контрагентами-покупателями (из них 105 новых!) из 64 регионов РФ. Интересно, что доля продаж в Москве и Санкт-Петербурге уменьшилась более чем на 3% за счет увеличения доли других регионов РФ. Наибольший рост продаж наблюдается в республиках Коми и Башкортостан. Доля этих регионов увеличилась в 2 раза. В 2009 году заключены контракты, по которым реализована продукция в Германию, Канаду и даже в Австралию.

В результате проведенной работы падение объемов продаж к середине лета удалось остановить, а с августа начался небольшой рост. Динамика последних месяцев положительная.

Анализ продаж показывает, что интерес населения к товарам из серебра не ослабевает. Например, количество пробитых чеков в фирменном магазине ЗАО «Северная чернь» за 10 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось всего на 10%. Уменьшение объемов реализации объясняется в основном смещением спроса в сторону более дешевых изделий. Это говорит скорее об уменьшении покупательной способности населения, а не о снижении интереса.

Продолжается поиск новых методов работы с покупателями – торговыми фирмами. Решено впервые участвовать в ежегодной выставке «JUNWEX ПЕТЕРБУРГ» в феврале 2010 года. Контрагентам, которые продвигают нашу продукцию путем развития интернет - продаж и участия в региональных выставках, предоставляются особые льготные условия. В данном контексте хотелось бы отметить компанию ООО «Стос», которая, являясь нашим дистрибьютором, успешно представляет нашу компанию, как в Интернете, так и на многих региональных ювелирных выставках.

Захарова Надежда Михайловна, начальник отдела продаж ЗАО «Интерсильверлайн» (торговая марка «Аргента»):

В период кризиса отгрузка, как впрочем, и выпуск продукции на предприятии, не только не уменьшился по сравнению с уровнем 2008 г, но даже выросла. Мало того, если в прошлые годы были традиционные месяцы спада, как то апрель, май, июнь, июль, то в этом году и они не были провальными, сохранив прирост продаж.

Что касается регионов, то особого всплеска или, напротив, упадка не отмечалось. За редким исключением тех регионов, где при закрытии градообразующих предприятий, массовых сокращениях, продажи заметно снизились. Это Екатеринбург, Челябинск, Тольятти. Активизировались частные предприниматели. Продажи у них растут, т.к. они более гибкие в ценообразовании и мобильны ко всем изменениям рынка.

Мне видится, что в ближайшем будущем у нас еще есть незаполненная ниша. Несмотря на кризис у покупателей приходит понимание необходимости использования столового серебра, растет культура потребления данной продукции, возрождаются традиции фамильных ценностей.

Многие ювелирные магазины расширяют свой ассортимент за счет столового серебра, другие же открывают специализированные магазины по продаже исключительно столового серебра. Пример наши дистрибьюторы – компания Стос, которая в ноябре открыла в Москве уже второй специализированный магазин столового серебра во вновь открывшемся ювелирном центре «Голден-маркет» (ТРЦ РИО на м. Войковская).

Мельникова Юлия Антоновна, заместитель Генерального директора ОАО «Русские самоцветы» по маркетингу:

В этом году завод почувствовал заметное уменьшение спроса на дорогие ювелирные украшения. Динамика же продаж по столовому серебру в целом не изменилась.

Если говорить об ассортименте, то можно отметить, что при том же количестве изделий магазины стали заказывать более дешевую продукцию.

Наиболее тяжелым месяцем в этом году был апрель, что в принципе объясняется сезонными колебаниями ювелирной отрасли. Не достаточно активные продажи были и осенью, но мы надеемся за счет новогодних праздников успешно закончить этот нелегкий год.

Что касается следующего года, то, скорее всего до марта больших потрясений в отрасли не будет – это наиболее «безопасное» время. А вот дальше, если экономическая ситуация в стране и мире не изменится, может быть нелегко.

Скоблинский Валерий Валерьевич, Генеральный директор ООО «Золотое сечение»:

Ювелирная отрасль, на наш взгляд, является одной из наиболее сильно пострадавших в период кризиса. В этой сложной ситуации, естественно, пострадал и такой сегмент рынка, как столовое серебро.

По сравнению с рынком золотых изделий, падение продаж на серебряные предметы сервировки началось позже на 3 – 4 месяца и было более плавным.

За 2009 год покупательский спрос упал на 15 – 20 %, причем это в равной степени коснулось и более массивных изделий столовой группы, и более лёгких, а значит и более дешёвых изделий (чайные и кофейные ложки). Значительно сократились продажи столового серебра в наборах по 24 предмета.

Объёмы производства предприятие сохраняет прежние – 20 – 25 кг в месяц, расширяя торговую сеть.

Если первая половина 2010 года не покажет положительной динамики покупательского спроса, предприятие будет вынуждено сокращать объёмы производства в соответствии с потребностями рынка.

Мухаметшин Ренат Наилович, старший специалист по продажам ОАО «Красносельский ювелирпром»:

Объемы производства и отгрузки готовой продукции на заводе в этом году не уменьшались, но увеличился размер дебиторской задолженности со стороны покупателей. Наиболее тяжелым месяцем для предприятия был апрель, продажи в котором оказались существенно меньше прогнозов. Зато в марте этого года объем продаж был гораздо выше прошлогоднего.

С хорошими результатами компания отработала в этом году на московских ювелирных выставках.

По причине финансового кризиса объем выпускаемой заводом продукции в этом году не увеличился, как в предыдущие годы, а остался на уровне 2008 года. Но в создавшейся ситуации такие итоги года можно считать вполне удовлетворительными.

Выводы

Таким образом, с большими или меньшими потерями, торгующие организации и производители столового серебра пытаются минимизировать свои потери в этот сложный период. И как показывает практика, им это удается лучше, чем на рынке ювелирных украшений.

Это подтверждается и тем, что многие производители ювелирных украшений не только включают в свой ассортимент серебряные изделия (как более дешевые), но и начинают выпускать ранее не свойственную им продукцию – серебряные ложки и ионизаторы. Следовательно, в сегменте недорого столового серебра в ближайшее время возможен рост конкуренции. Впрочем, конечный покупатель только выиграет от этого – увеличится ассортимент, а, следовательно, и возможность выбора.

Различные результаты, с которыми те или другие участники рынка прошли этот год объясняются на наш взгляд не только, и может быть не столько качеством товара или умелой маркетинговой политики (хотя, конечно роль этих показателей нельзя недооценивать) сколько «возрастом» предприятия.

Действительно, серьезные предприятия с большой историей давно зарекомендовали себя на рынке, их изделия качественны и известны потребителям, а маркетинговая политика выверена годами, что в совокупности и дает возможность преодолевать тяжелые для отрасли времена. В стабильное время прирост производства на 5-10% (учитывая объемы) можно считать хорошей динамикой. Однако кризис – он и «в Африке кризис» и ждать грандиозного развития, когда большая часть населения неуверенна в завтрашнем дне было бы странно.

Для молодых же, динамично развивающихся компаний (будь то производство или торговля), которые только завоевывают рынок, характерны более высокие показатели роста. И, следовательно, сейчас, если конечно у них качественный товар и грамотная политика, развитие таких компаний происходит с поправкой на кризис, но не останавливается.

Все участники рынка столового серебра от производителей до розничных магазинов тесно связаны и зависят друг от друга. И только совместными усилиями можно с наименьшими потерями пройти этот трудный период. Наиболее успешными сейчас, на наш взгляд, являются те компании, которые находят новые, наиболее приемлемые именно в этот непростое время условия работы со своими партнерами на взаимовыгодных условиях.

В заключение хотелось бы поздравить всех представителей отрасли с наступающим Новым годом, пожелать всего самого хорошего, и, конечно, чтобы наши показатели в следующем году хотя бы немого, но превысили результаты этого. А это уже не мало!



Генеральный директор ООО «Стос»

кандидат юридических наук

Шпинев Ю.С.


1 Об изменении рынка столового серебра в первом полугодии 2009 года см. Столовое серебро: исследование рынка//Ювелирная Россия, 5 (23), 2009.

Copyright (c) СТОС, 2007-2013